Сайт посвящён Национальному Татарскому Возрождению.

FAQ(часто задаваемые вопросы) об Уфимских Татарах

500 русских фамилий татарского происхождения

Уфимский Хит - парад

Европа, Tюрки, Великая Степь

Фотографии Татарских вечеров

Мечети Уфимского Края (РБ)

Татарский Сабантуй 2006

Tarix. Тарих. История.

ВНИМАНИЕ! Большая часть информации представлена, естественно, на местном (татарском) языке!

СтерлиТамак - Город, основанный Татарами!

История основания Стерлитамака

Первое упоминание о татарской деревне "Стерлитамак" относится к 1747 году.

Как известно, задолго до основания Ашкадарской пристани в 1766 году славянскими колонистами, в устье Стерли уже была деревня, давшая название нашему городу. Так, в одной из публикаций стерлитамакского краеведа Ю. Сидоренко упоминалась татарская деревня Стерлитамак в связи с событиями колониальной Кирилловской экспедицией 1735 года. Недавно другой краевед М. Сафин нашел в Российском Государственном архиве древних актов в Москве материалы 3-ей ревизии(переписи) 1762 года, в которой даётся поименный список лиц, проживавших в татарской деревне Стерлитамак с указанием их возраста и места переселения. То, что возраст жителей татарской деревни Стерлитамак зафиксирован по переписи не только 1762 года, но и 1747 года говорит о том, что татары обосновались здесь по меньшей мере до 1747 года. В противном случае, по тогдашним правилам в графе переписи за 1747 год был бы указан не возраст каждого конкретного человека, а дата его прибытия(например, прибыл такого-то дня, месяца, лета{года} по разрешению такому-то...). Таким образом, возраст жителей татарской деревни Стерлитамак на момент предыдущей переписи 1747 года свидетельствует о том, что к этому времени эта татарская деревня уже существовала и в ней жили эти люди.

Итак, на 8 мая 1762 года, согласно 3-ей всероссийской ревизии(переписи) в татарской деревне Стерли Тамак(так и записано в документе), находившейся на земле старшины Юрматынской волости Юлдаша Кутлина{Юлдаш Котлы}, проживали, в частности, следующие лица:

1. Выходец из татарской деревни Танай Тураево{Танай Торай} Свияжского уезда Казанской губернии команды сотни татарского князя Ишеева{Ишәй}, некий Уразай Алиев{Уразай Али}(возраст: в 1747 г. -35 лет, в 1762г. -50 лет), жена его - Ульмяс Алиева{Үлмәс Али} из татарской деревни Бурнаш{Борнаш}, сотни татарского князя Темеева{Тимәй}, была на 2 года старше мужа, дети - 10-летний Сайдаш{Сәйдаш}, 8-летний Шарип{Шәрип};

2. Братья Уразай(47-62), Сеит{Сәет}(30-45) и Ильмет{Илмәт}(25-40) Ишкины{Ишкә}, уроженцы деревни Идрис Тениево{Идрис Тинәй} Свияжского уезда Казанской губернии. У Уразая - 2 жены, у Сеита - 1 жена Ханифа{Хәнифә} и пасынок Али Аднин{Али Атна}, у Ильмета - 4 жены в возрасте от 25 до 35 лет и 2 дочери.

3. выходцы из татарской деревни Пучинку{Пүчинкә} Курамша Уразметов{Курамша Уразмәт}(32-48) с женой Мукминой Хужиной{Мөкминә Хуҗа} 55 лет из татарской деревни Карламан и их 29 -летний холостой сын Байрам{Бәйрәм};

4. Выходец из татарской деревни Карталы Сулят Айметов{Сөләт Аймәт}, его шурин Юсуп Якупов{Йосып Якуп} 36-ти лет с женой....

.......

Всего в списке в общей сложности названо 23 человека обоих полов и разных возрастов. К этому документу приложена татарская тамга Ильмета Ишкина. Перевод документа с татарского на русский и "руку приложил" толмач Андриян Петров. Это, конечно, не все жители тогдашнего татарского Стерлитамака. В те времена жители одного и того же населенного пункта могли фиксироваться в разных списках. Кроме этого списка в переписи есть несколько семей служилых татар, которые в Стерлитамаке по документам занимались заготовкой и сплавом леса. Единственным неоспоримым историческим фактом является то, что первое упоминание о Стерлитамаке как о татарской деревни произошло в 1747 году задолго до мифических соляных пристаней и почтовых ям славянских колонистов. Благодаря этому документу, сегодня стало возможным установить не только имена первых татарских поселенцев татарской деревни Стерлитамак, но и их возрасты, сословия!

В 1769 году член Петербургской Академии наук Петр-Симон Паллас в своем научном труде "Путешествiя по разным провинцiям Россiйского государства" упоминает татарскую деревню Стерлитамак: " 30 сентября 1769 года. .. опять переправился через Белую при деревне Бишказаке, и оставленный позади обоз застал меня в татарской деревне Стерлитамаке... 2 октября 1769 года. Хотя страна от деревни Стерлитамака до города Уфы довольно населена Башкирцами, но летняя дорога лежит через населеныя Уфимскiми Татарами деревни..."

Таким образом, возраст Стерлитамака, исчисленный от одноименной татарской деревни, зафиксированной уже в 1747 году, уже в 2007 году составит - 260 лет!

 

ВНИМАНИЕ! Более подробная информация представлена на местном (татарском) языкеTATARÇA | ТАТАРЧА

Татарский Стерлитамак - "СтәрлеТамак"/"StәrleTamaq"

До свержения русского царя в 1917 году Стерлитамак имел чётко выраженные национальные границы - Татары не желали селиться рядом со славянскими колонистами("кяфирами") и иметь что-то с ними общее. Даже знание русского языка считалось у Татар большим позором для всей мусульманской общины, так как общение с русскими - "урысами" - и в целом с православными приравнивалось к предательству("хыянәт итү"), свидетельствовало о недостойном моральном облике человека и его подверженности греху - обрусению. Поэтому Стерлитамак делился ровно на 2 части - Татарскую (мусульманскую) и христианскую (русскую и мордовскую) по улице Дворянской/Дыуарянски урам/ (сейчас улица Мира) и Базару(ныне кинотеатр "Салават"). От Дворянской улицы до реки Стерли - жили Татары, от Дворянской до Ашкадара - остальные. Татарским поселением считался Сайган (от тат. "низинное место, мелководье"), находившийся в пригороде, вплоть до Усмановской горы/Усман Тау/(ныне стадион "Содовик"). В деревне Михайловке(в 1960-х годах стала районом города) жила мордва. В деревне Косяковка(у посёлка Строймаш) поселились чуваши.

Татары-мусульмане. Татарские мечети.

В татарском Стерлитамаке до 1930-х годов функционировали 4 мечети/мәчетләр/ - 3 деревянные и 1 каменная. Соответственно этому Стерлитамак был разделен на 4 мусульманские общины/мөхәллә/. Где же находились татарские мечети в Стерлитамаке? Одна из мечетей находилась на высоком левом берегу Стерли (сейчас улица Шафиева, дом 3, рядом с 12-этажкой). Другая татарская мечеть находилась на улице Мечетной/Мәчетле урам/ (сейчас улица Худайбердина, 46, Банк "Ашкадар"). При ней на улице Малой Татарской/Кече Татар урамы/ также находилось медресе/мәдрәсә/, красивое здание которого сохранилось до нашего времени (теперь улица Советская, 80, отдел ГИБДД). Каменная татарская мечеть находилась на улице Дворянской рядом с Усмановскими строениями/Усман биналары/ (сейчас - швейная фабрика "Дружба") и домом татарского купца Утямышева/Үтәмеш бай йорты/ (ул. Худайбердина, 23, автошкола ДОСААФ). На месте этой татарской мечети сейчас - русская школа №3(улица Мира, 47).

Современная (действующая) мечеть по улице Латыпова, 47(ранее - улица Бухарская/Бохара урамы/) была построена в 1873 году. При ней действует 2-х годичное медресе "Нур -аль - Иман"/"Нур -әл-Иман"/.

Муллы Стерлитамакских татарских мечетей(на 1913г.):

- муэдзин 1-ой мечети М. - эфенди Асадулла/Әсәдулла/;

- хатыйб 2-ой мечети Мухаметзакир - эфенди Абдулхабир/Мөхәммәт - Закир - әфәнде Абдул - Хәбир/;

- имам 3-ей мечети Ширияздан - эфенди Рахматулла/Ширияздан - әфәнде Рәхмәтулла/;

- имам 4-ой мечети Мубарякша - эфенди Кашафутдин улы Мухаметрахим/Мөбәрәкшә - әфәнде Кәшфетдин улы Мөхәммәт - Рәхим/

( Справочная книга Уфимской губернии за 1913 год, Уфа, 1913, С.190-195)

Сейчас строится новая мечеть"Нур -аль - Иман"/"Нур -әл-Иман"/ по улице Мира у Базара.

Татарская культура Стерлитамака.

Татар Театры. Татарский Театр.

Первый Стерлитамакский татарский театр свои спектакли ставил на сцене электрического кинотеатра "Мираж". Этим татарским театром руководил татарский учитель Гиляж Гомерски(Миннебай/-ев/) , окончивший уфимское татарское медресе "Усмания". Первым спектаклем татарского театра Стерлитамака была пьеса Галиасгара - эфенди Камала "Мескен кияү"("Несчастный жених"). В главной роли выступала татарская актриса Сара - ханум (Зухра Аблаиз/ова/), дочь мелкого торговца).

В перерыве зрителей спектаклей развлекал татарский оркестр "Ашкадар", а также продавались сладости. В 1920-21 году специально для Стерлитамакского татарского театра Хабибулла - эфенди Ибрагим/Хәбибулла-әфәнде Ибраһим/ поставил спектакль "Башмагым"("Башмачки"), которая с успехом прошла в марте 1922 года на стерлитамакской сцене.

Татар нәшрияте. Татарская типография.

В 1906 году для распространения и печати татарских книг было создано татарское товарищество "Каләм" ("Калям"). В 1910 году в Стерлитамаке в районе Базарной площади/Базар мәйданы/ на пересечении улиц Большой Заводской и Мечетной/Олы Заводский - Мәчет урамнары почмагы/ была организована татарская типография "Нур" Директором типографии стал Сайфи - эфенди Файзи. В этой Стерлитамакской татарской типографии были изданы такие книги на татарском, как Галимжан - эфенди Ибрагим/Ибраһим "Татар хатынының язмышы"("Судьба татарки"), Сафуан - эфенди Якшыгол "Башкорт вакыйгалары" ("События башкирские"), Зия - эфенди Ярмики "Күрсәтермен!"("Покажу!"), Зия - эфенди Ульмати/Үлмәти "Башкорт кәвем җырлары вә бәетләре"("Песни и сказания башкирского племени")

Татар сәүдәгәрләре. Татарские купцы.

В 1795 году в Стерлитамаке насчитывалось всего 4 купеческих семьи (из селений Хисаметдин, Каргалы, Балыклыкуль и Саитовской слободы) В 1796 году также в татарский Стерлитамак перебрались татарские купцы из Саитовской слободы и Белебея К середине 19 века (1850-е гг.) после объединения с русской Ашкадарской пристанью в Стерлитамаке насчитывалось 62 татарских купеческих двора(53,4% всех купеческих дворов города).

Самыми известными татарскими купцами в Стерлитамаке были - купцы Усманов/Усман/, Утямишев/Үтәмеш/, Баязитов/Баязит/, Габитов/Габит/, Кайгулов/Кайгол/ и другие. Они управляли фабриками и заводами. Татарские купцы Стерлитамака отличались благотворительной помощью мусульманским единоверцам, татарской культуре, строительством мечетей. Например, В 1898 году был заложен, а в 1914 - достроен Усмановский дом/Усман йорты/(сейчас здание швейной фабрики "Дружба", ул. Мира, 53). На 1 этаже этого дома находилась Красная мануфактура, а на 2 -ом - гостиница. Усмановский мыловаренный завод находился на Усмановской горе/Усман тау/ - ныне стадион "Содовик". В 1917 году был достроен дом купца Баязита по улице Мечетной у Базарного майдана - ныне здание русского драмтетара, ул. Худайбердина, 18. В Баязитовских магазинах - сейчас находится фотосалон "Фантазия"(ул. Комсомольская, 45). В доме Утямиша по Мечетной улице (ул. Худайбердиная, 23) сейчас работает автошкола.

Улицы Татарского Стерлитамака.

ВНИМАНИЕ! Более подробная информация представлена на местном (татарском) языкеTATARÇA | ТАТАРЧА

Первые достоверные сведения об улицах татарского Стерлитамака основаны на карте господина картографа Эгерца от 1858 года. Много переименований произошло в Стерлитамаке 20-30 -е гг. и в 50-60 -е гг.

Богдана Хмельницкого: проулок Кладбищенский(по карте 1858г.) > улица Верхнеуральская (1890-1920гг.) > улица Уральская(1920-1954гг.) > улица Богдана Хмельницкого(с 1954г.)

Латыпова: улица Старая(по карте 1858г.) > улица Старая Татарская > улица Бухарская(1890г.) > улица Лотфуллы Латыпова

Гафури: улица Новая > улица Новая Татарская > улица Мажита Гафури(с 1935г.)

Карла Маркса: улица Большая Заводская (по карте 1858г.) > улица Центральная( февраль 1917-1918гг.) > улица Карла Маркса(с 1918г.)

Комсомольская: улица Церковная(по карте 1858г.) > улица Базарная(с 1917 до переноса Базара в 1930-х гг.) > улица Пролетарская(после переноса Базара - 1948г.) > улица Комсомольская( с 1948г. в честь 30-летия комсомола)

Коммунаров: улица Ярмарочная(стадион "Каучук/ФизкультАкадемия" - бывшая Ярмарочная площадь) > улица Коммунаров

Кутузова: проулок Острожный(по карте 1858г.) > улица Тюремная(1890 - 1924гг.) > улица Свободы(1924 -1946гг.) > улица Кутузова(с 1946г.)

Мира: Дворянская(по карте 1858г.) > улица Гражданская(февраль 1917 - 1920-е гг.) > улица Советская (1920-е гг. - 1937гг.) > улица Мира (с 1959г.)

Нагуманова: улица Выездная(по карте 1858г.) > улица Больничная(временное название) > улица Выездная > улица Дайлягая Нагуманова (с 1964 г.)

Пантелькина: улица Нагорная > улица Пантелькина(с 1967г.)

Пушкина: улица Красногородская > улица Пушкина

Ивлева: улица Сенная > улица Ивлева(с 1966г.)

Садовая: проулок Соборный(по карте 1858г.) > улица Парковая > улица Садовая

Сакко и Ванцетти: проулок Быковский(по карте 1858г.) > улица Миллионная(1900г.) > улица Сакко и Ванцетти

Советская: улица Малая Татарская(по карте 1858г.) > улица Советская( с 1920-х гг.)

Халтурина: улица Новая(русская) > улица Ашкадарская (по карте 1858г.) + улица Малая Заводская(от Стерли до Выездной/Нагуманова) > улица Степана Халтурина(с 1920-х гг.)

Худайбердина: Шафранская дорога > проулок Мечетный(по карте 1858г.) > улица Мечетная(1890г.) > улица Худайбердина(с 1925г.)

Шафиева: улица Крымская(1914г.) > улица Шафиева

7 Ноября: улица Большая Татарская(по карте 1858г.) + улица Левашовская(по карте 1858г.) > улица 7 Ноября ( с 1920-х гг.)

Знаменитые Татары - земляки!

ВНИМАНИЕ! Более подробная информация представлена на местном (татарском) языкеTATARÇA | ТАТАРЧА

Мажит - эфенди Гафури/Мәҗит Гафури/ - полное имя Габдулмажит Нурганиевич Гафуров/Габдулмәҗит Нургани улы Гафур/ (20 июля 1880г. - 28 октября 1934г.)

Мажит - эфенди Гафури - известный татарский писатель и драматург - родился в татарской деревне Зилим Стерлитамакского уезда Уфимской губернии(ныне Гафурийский район РБ). В 1898 - 1905 годах уфимский татарин Мажит - эфенди учился в татарском медресе "Вазифия" в Троицке Оренбургской губернии. В 1905 - 1906 - татарский джигит Мажит учился в Казани - всемирной культурной столице всех татар. После казанского образования в 1906 - 1909 годах был шакирдом/шәкерт/, т.е. студентом, во второй по значимости культурной столице татар - в Уфе - в медресе "Галия"(сейчас русская школа №15 г. Уфы). После этого в 1909 - 1928 годах работал во многих татарских газетах и театрах, вел активную политическую деятельность по защите татарской нации от великодержавного шовинизма большевиков-атеистов. Все его произведения написаны на татарской языке - тюрки/төрки/. В 1934 году после таинственной смерти Мажита - эфенди Гафури за его выдающиеся заслуги перед татарской нацией улица Новая Татарская/Яңавыл Татар урамы/ в Стерлитамаке была переименована в улицу Мажита Гафури.

Галимжан - эфенди Ибрагим/Галимҗан Ибраһим/ - полное имя Галимжан Гирфанович Ибрагимов/Галимҗан Гыйрфан улы Ибраһим/ (1887-1938)

Солнце татарской поэзии и драматургии уфимский татарин Галимжан -эфенди Ибрагим родился в татарской деревне Султанмурат/Солтанморат/ Стерлитамакской уезда Уфимской губернии(ныне Аургазинский район РБ) в семье муллы. В 1898 - 1905 годах уфимский татарин Галимжан - эфенди учился в Оренбургском татарском медресе "Хусаиния"/"Хөсәиния"/, где также занимался оптимизацией учебного процесса. В 1906 - 1908 годы горячий татарский джигит для расширения своих знаний поступает в Уфимское татарское медресе "Галия", но не находя ничего принципально нового для себя отправляется в Казахстан и учит казахских детей татарской грамоте. В эти годы он пробует своё перо. Уже в ранних рассказах Галимжан - эфенди стремитс затронуть важные социальные проблемы татарской нации, создающих образы людей, выступающих против русских порядков и за национальное возрождение тюрков. В 1909 году он пытается поступить в Казанский университет, но Российской Империи не нужны образованные "инородцы" и ему отказывают в русской администрации Казанской губернии в праве учиться. В 1912 году эфенди Ибрагим публикует первое крупное произведение "Яшь йөрәкләр"/"Молодые сердца"/, принёсшее ему популярность. В 1913 году Галимжан - эфенди Ибрагим пытается с помощью мусульманских студентов поступает в Киевский университет, но 17 апреля его на 2 месяца арестовывают за организацию тайного мусульманского общества и вплоть до Февральской революции в России держат под постоянным контролем имперской полиции. В 1915 году Галимжан - эфенди Ибрагим возвращается в татарскую Уфу и становится преподавателем татарского медресе "Галия". Под его руководством в медресе улучшилось преподавание специальных предметов, например, татарского языка - тюрки и истории татарской нации. После Февральской революции в России в 1917 году эфенди Ибрагим и Сайфи - эфенди Файзи издают в Стерлитамаке татарскую газету "Ирек"/"Воля"/, а с сентября 1917 года - он редактирует татарскую газету "Безнең юл"/"Наш путь"/. В январе 1918 года в качестве депутата Учредительного собрания от уфимских татар Галимжан - эфенди едет в Россию. Там он сотрудничает с социалистами и работает заместителем председателя Центрального мусульманского комиссариата. Самыми значительными произведениями Галимжана Ибрагима являются "Безнең көннәр"/"Наши дни"/, "Кызыл чәчкәләре бәете"/"Сказание о красных цветах"/, "Татар хатының язмышы"/"Судьба татарки"/, "Дала кызы" /"Дочь степи"/ и др. После сотрудничества с большевиками Галимжан - эфенди Ибрагим заболел тяжёлой болезнью и умер. В память о выдающемся сыне татарской нации одна из улиц Стерлитамака названа улицей Ибрагимова.

Мухаметсалим - эфенди Уметбай Ишмухаметович/Мөхәммәт - Салим Ишмөхәммәт улы Өметбай/ (1841 - 1907) уфимский татарин, родился в 1841 году в татарской деревне Ибрагим Юмран-табынской волости Уфимской губернии(ныне Кармаскалинский район РБ) в семье кантонального начальника. Начальное образование Мухаметсалим получил в родной татарской деревне, но в 1852 году поступил в Оренбургский военный корпус, где изучал татарский язык тюрки, арабский, персидский и французский языки, там же он свое первое стихотворение посвятил своему учителю Мирсалиху Бикчуре. В 1869 году после возвращения Мухаметсалима - эфенди в родную волость его избирают старшиной, в 1879 году его приглашают для преподавательской работы в Стерлитамакское татарское медресе. Более 4 лет Уметбай обучает татарских детей математике, иностранным языкам и тюрко-татарской литературе. Переехав в Уфу он общается с видными татарскими личностями того времени - Ризаэтдином - эфенди Фахретдином, Акмуллой и другими, издает свой научный труд "Краткий курс татарской грамматики". В 1887-1889 годах Уметай перебирается к крымским татарам, где плодотворно работает над переводом "Бахчисарайского фонтана" господина А.Пушкина. Умер видный татарский литератор в 1907 году в своей родной татарской деревне Ибрагим. В 1991 году силами уфимских татар в родной деревне известного татарского просветителя был открыт дом-музей, учреждена премия, носящая его имя.

Шагит - эфенди Худайбердин/Шаһит Әхмәт улы Ходайбирде/ (1896 - 1924)

Уфимский татарин Шагит родился в небольшой деревне Псянчино/Песәнче/ 9 октября 1896 года. Татарской грамоте его учил Хажиахмет - эфенди Ремеев/Хаҗи-Әхмәт Рәми/, сразу же приметивший способного татарского паренька. Но одиннадцатилетнего мальчика подстерегала беда. Умер отец Ахмет/Әхмәт/- эфенди, а затем и мать Ямиля/Ямилә/- ханым. Суровые "университеты" прошёл сирота: был помощником у учителя, батраком, мойщиком шерсти, дворником на постоялом дворе, учился на курсах военных фельдшеров. В 1917 году раненный на войне Российской Империи с Германией Шагит - эфенди возвращается в Уфу и в мае 1917 года организует Уфимский солдатский мусульманский Совет/Уфа салдат мөселман Шурасы/ и издаёт газету на татарском языке "Салдат теләге"/"Желание солдата"/. После большевистского переворота в России Шагит - эфенди Ходайбирде добивается участия в Уфимском губернском комитете/Уфа губернасы комитеты/. 7 марта 1918 эфенди Ходайбирде становится заместителем комиссара по делам национальностей Уфимской губернии. В ходе гражданской войны Шагиту - эфенди приходится сотрудничать с большевиками. После этого он заболевает ревматизмом и туберкулёзом почек одновременно. Пытаясь защитить интересы татарской нации он отстаивает интресы народа будучи председателем Президиума БашЦИКа, заместителем наркома земледелия, а затем вплоть до свое смерти от коварной болезни в 1924 году - руководит Наркоматом внутренних дел. Уфимского лихого джигита Шагита Ходайбирде считали по праву одним из самых популярных, авторитетных людей Уфимского Края. С ним советовались татарские писатели и деятели культуры. "Безнең Шаһитебез!"/"Наш Шагит!"/ - так называл его простой татарский народ, земляки. В ноябре 1924 года Шагит - эфенди был на совещании в России, в Москве. Неожиданно обострилась болезнь и Шагита - эфенди положили в московскую больницу. Нужно было делать срочную операцию, но русские врачи медлили, ждали указаний от большевисткого правительства. 21 декабря 1924 года в татарскую Уфу пришла телеграмма из России - с вестью о скоропостижной смерти Шагита - эфенди Ходайбирде. Но в памяти татарской он жив. Одна из самых центральных улиц татарского города Стерлитамака носит его имя.

Дайлягай - эфенди Сыраевич Нагуманов/Дәйлегай Сырай улы Ногъман/(1922-1944) - родился в Стерлитамаке, уфимский татарин, посмертно стал Героем СССР во время Второй Мировой войны. Его именем названа бывшая улица Выездная/Шәһәрдән чыгу урамы/. В настоящее время бюст татарского джигита-танкиста Дайлягая установлен в Сквере имени Жукова(в сквере у ДК СК).

Хасан - эфенди Бадыгеевич Ахтямов/Хәсән Бадигәй улы Әхтәм/ - родился в Стерлитамаке, уфимский татарин, посмертно стал Героем СССР во время Второй Мировой войны.

Имай - эфенди Насыри - уфимский татарин, прозаик, в 1910-14 гг. учился в Стерлитамакском татарском медресе, в 1921-22гг. работал в Стерлитамакской городской милиции. В своём романе "Кудей" упоминает родной татарский город Стерлитамак. Его именем в 1971 году названа одна из улиц татарского Стерлитамака.

Лутфулла - эфенди Сайфуллович Латыпов/Лотфулла Сәйфулла улы Латыйп/ - уфимский татарин, уроженец Стерлитамака, был членом Мусульманского рабочего комитета Стерлитамака, членом Совнаркома, комиссаром внутренних дел, убит русскими военными в ходе Гражданской войны в возрасте 28 лет за связь с социалистами и большевиками. Его именем названа бывшая улица Бухарская(Старая Татарская)/Бохара(Иске Татар) урамы/ в Стерлитамаке.

Губайдулла - эфенди Рахматуллович Абдрашитов/Гобәйдулла Рәхмәтулла улы Әбдрәшит/ - уфимский татарин, уроженец Стерлитамака, учитель, член Стерлитамакского уездного комитета, член ревкома, комиссар просвещения, погиб в уличной перестрелке в ходе Гражданской войны. Его именем названа улица около реки Стерля в татарском Стерлитамаке.

эфенди Азильгареев/Әзилгәрәй/ - уфимский татарин, участвовал в ходе Гражданской войны в революционных военных формированиях, трагически погиб из-зи связи с большевиками. Его имя носит улица на Выселках/Пүчинкә/, где он родился.

ВНИМАНИЕ! Более подробная информация представлена на местном (татарском) языкеTATARÇA | ТАТАРЧА

Хроника истории Стерлитамака.

1747 - первое упоминание о "татарской деревне СтерлиТамак" в 3-ей ревизии(переписи) Российской Империи(по документам Российского Государственного архива Древних актов).

1762 - население татарской деревни Стерлитамак поименовано во всероссийской ревизии(переписи) 1762 года. Основным занятием татарских поселенцев были торговля, сплав леса и земледелие.

1766 - недалеко от татарской деревни Стерлитамак русский купец из Симбирска господин С.Тетюшев затевает строительство Ашкадарской соляной пристани, начинается расхищение ресурсов края

1769 - член Петербургской Академии наук Петр-Симон Паллас в своем научном труде "Путешествiя по разным провинцiям Россiйского государства" упоминает татарскую деревню Стерлитамак: " 30 сентября 1769 года. .. опять переправился через Белую при деревне Бишказаке, и оставленный позади обоз застал меня в татарской деревне Стерлитамаке... 2 октября 1769 года. Хотя страна от деревни Стерлитамака до города Уфы довольно населена Башкирцами, но летняя дорога лежит через населеныя Уфимскiми татарами деревни..."

1770 - Ашкадарская соляная пристань закрылась из-за непригодности реки Ашкадар к перевозке соли. Прибывшие ранее русские начинают сплавлять окрестный лес и попутный груз вниз по течению по реке Агидель(Белая); начинается хищническая вырубка окрестных лесов

1773, сентябрь - татарская деревня Стерлитамак- место сбора мишарско-башкирского татарского войска для подавления крестьянских выступлений. С отрядом воинов прибывает и Салават Юлай(-ев), который по дороге из Стерлитамака в Оренбург переходит на сторону восставших

1774 - в ходе Крестьянской войны татарский городок Стерлитамак подвергается нападениям восставших, переходит из рук в руки, несколько раз горит.

1781 - немецкая принцесса и русская царица Екатерина II из-за административной реформы в Уфимском Крае своим указом дает татарскому Стерлитамаку статус уездного города. Татарское селение Стерлитамак соединяется с русской Ашкадарской пристанью.

1782 - в Санкт-Петербурге(Российская империя) утвержден геральдический герб Стерлитамака на основе герба Уфы

1785 - составлен план города Стерлитамака по кварталам

1795 - построена новая деревянная мечеть

1796 - в селении Стерлитамак проживает 6 татарских купеческих семей

1810 - пожар уничтожает Ашкадарскую пристань, которая переносится в Самару

1824 - построена каменная городская тюрьма

1826 - построено первое в городе каменное религиозное сооружение - Соборная каменная мечеть у Шафрановской дороги, которая по этому случаю переименовывается в Мечетный проулок. При мечети начато обучение различным дисциплинам татарских детей в мектебе(мусульманской татарской начальной школе)

1834 - в Стерлитамаке зафиксировано 72 татарских двора мещан

1850 - в Стерлитамаке более половины купцов - татарские (62 двора из 116, т.е. 53,4%)

1851 - открыта городская Ратуша(раньше - 7 полицейских, 6 пожарных, 4 квартальных, городничий; теперь - бургомистр, 2 ратмана, секретарь, 4 канцеляриста)

1852 - Стерлитамак - центр татарского войска 2 и 5 -ого мишарского и 7-ого башкирского кантонов

1858 - составлен новый план города господином картографом Эгерцем. Главные улицы Стерлитамака того времени - Большая Татарская, Малая Татарская, Старая Татарская, Мечетная, Дворянская и Большая Заводская

1858 - в Стерлитамак из Уфы прибыл пароход "Русалка"

1860 - татарское население Стерлитамака составило 2.144 человека

1870 - окрыты городская Дума и Управа

1873 - построена татарская мечеть по улице Бухарской(ныне Латыпова, 47), действующая до сих пор

1876 - городским врачом Стерлитамака работает татарин Мухамедсафа-эфенди Юсуп/ов/(Мөхәммәт-Сафа Йосып)

1879 - в Стерлитамакском татарском медресе преподает известный татарский просветитель и поэт Мухаметсалим - эфенди Уметбай/-ев/(Мөхәммәт-Салим Өметбай)

1887 - начато строительство Утямешевского Дома/Үтәмеш Йорты/ по Мечетной улице (ныне ул. Худайбердина, 23)

1892 - в Стерлитамаке также открыта фотография

1897 - татарское население Стерлитамака выросло за прошедшие 30 лет в 2 раза и составило уже 5.053 человека

1898 - заложен Усмановский дом/Усман Йорты/ по улице Дворянской(ныне улица Мира)

1905 - в городе проводятся демонстрация и митинг рабочих

1906 - открыт электрический кинотеатр "Мираж"(немое кино)

1906 - создано татарское книжное товарищество "Кәлам"

1908 - большой пожар, начавшийся с русской слободы, уничтожает множество деревянных построек Стерлитамака

1910 - эпидемия холеры

1910 - 1914 - в Стерлитамакском татарском медресе учится известный татарский писатель Имай-эфенди Насыри

1911 - Стерлитамакское татарское медресе - одно из лучших мусульманских учебных заведений Урала и Поволжья

1912 -в Стерлитамаке начала действовать 4-ая татарская мечеть по улице Крымской(ныне ул. Шафиева(Шәфи/ев/ урамы), 3)

1913 - заложено здание Стерлитамакской городской думы по проекту господина инженера Корсака общей сметной стоимостью 140 тысяч рублей серебром(завершено в 1914 году)

1914 - русскими солдатами разгромлены недавно построенный Усмановский дом, торговые лавки Базараи винный склад

1916 - в Стерлитамаке действуют 2-х классная мужская татарская школа(5 лет обучения) и татарская женская школа (3 года обучения)

1917, март - Стерлитамак признает власть Советов, создан Совет солдатских и рабочих депутатов(глава - господин А.А. Николаев, комиссар финансов - С. - эфенди Файзулла/-ин/, комиссар просвещения - Г. - эфенди Абдрашит/ов/, комиссар внутренних дел - Л. - эфенди Латып/ов/)

1917, октябрь - Стерлитамак признает власть большевиков, создан уездный революционный комитет - ревком (глава - господин П.П. Шепелюк, позже господин В.Я. Прозоровский), на купцов города наложена контрибуция, начинается национализация собственности

1918, март - провозглашение Татаро-Башкирской Советской Республики(Штат "Идель-Урал"). Намечен созыв учредительного Совета в Уфе(позже был отложен из-за Гражданской войны)

1918, июнь - Стерлитамак признает власть белогвардейцев адмирала Колчака и Комитета членов Учредительного собрания(Комуч), весь ревком расстрелян на 5-м км Уфимского тракта

1918, декабрь - Стерлитамак признает власть красногвардейцев, начинаются массовые репрессии

1919, апрель - Стерлитамак признает власть белогвардейцев

1919, май - Стерлитамак признает власть красногвардейцев

1919, август-1922, июнь - город Стерлитамак Уфимской губернии одновременно - столица Малой Башкирии(Автономная Башкирская Советская Республика). Противоречия между Башкирским Правительством и Стерлитамакским уездным Советом усиливаются. В Стерлитамаке начинается двоевластие уфимских и башкирских государственных органов и учреждений.

1919, ноябрь - I Всебашкирская конференция РКП(б) Малой Башкирии

1919, декабрь - Из-за одностороннего(сепаратного) провозглашения Башкирской Республики - АБСР(Малой Башкирии) отменен декрет о создании Татаро-Башкирской Республки. Создается также отдельная Татарская Республика - Татарстан. Уфимская губерния(в т.ч. татарский Стерлитамак) осталась спорной территорией между ними и подлежала разделу по результатам местных референдумов.

1919, декабрь - Стерлитамакский татарский драмтеатр получает статус "башкирского". Все спектакли театра до создания башкирского языка идут на татарском языке

1920, июль - I Всебашкирский съезд Советов Малой Башкирии

1921, июль - II Всебашкирский съезд Советов Малой Башкирии

1922, март - на сцене Стерлитамакского татарского театра музыкальная постановка Хабибуллы-эфенди Ибрагима/Хәбибулла - әфәнде Ибраһим/ "Башмагым"

1922, 14 июня - Уфимская губерния упраздняется и большая часть её территории, в том числе Стерлитамакский уезд, передается Малой Башкирии(АБСР). Столицей АБСР становится Уфа. Правительство Малой Башкирии переезжает в Уфу. Местные референдумы о желании населения уфимских волостей присоединиться к АБСР не проводятся.

1922, 10 декабря - в Стерлитамаке появилось электричество

1923 - на основе законов о труде и с согласия Башоблсовпрофа на территории БАССР объвлены днями отдыха Ураза - байрам, Курбан - байрам и Мавлид - байрам

1924 - создана посадочная площадка для аэроплана "Фәрман"("фәрман" - от тат. "приказ, поручение") по авиарейсу "Уфа-Стерлитамак-Уфа"

1925 - в БАССР запрещено мусульманское судопроизводство у татар на основе шариата/шәригать/ и традиционного права - гадәт. Судопроизводство у мусульман с этого момента строится на основе судебной системы РСФСР.

1926 - ЦИК и СНК Автономной БашССР постановляют под "башкирским государственным языком" подразумевать и "местный татарский язык".

1927 - татарское население Стерлитамака составило 7.140 человек

1930 - Стерлитамак стал центром новообразованного Стерлитамакского района

1931 - в окрестностях Стерлитамака у татарской деревни Ишимбай/Ишембай авылы/ найдены местрождения нефти

1932 - в Стерлитамаке начато радиовещание

1934 - построенажелезная дорога "Уфа - Стерлитамак - Ишимбай"(177 км)

1936 - появление звукового кинематографа в городе

1941, ноябрь - в Стерлитамак из Украины эвакуирован Одесский станкостроительный завод и из Азербайджана Бакинский нефтеремонтный завод "Красный пролетарий"

1941, декабрь - под предлогом Второй Мировой войны в Стерлитамак переехало 6 тысяч иммигрантов из прифронтовых областей России

1942 - татарский танкист Дайлягай - эфенди Нагуман/ов/ совершает свой бессмертный подвиг; в целях освобождения Родной земли и для войны против большевиков в Германии организуется мусульманский(татаро-башкирский) легион "Идель-Урал". У него появляется свои флаг и тамга.

1943, декабрь - заработал Стерлитамакский содовый завод, призванный полностью уничтожить гору Шахтау/Шәкетау/ в целях изготовления соды

1945 - после окончания Второй Мировой войны большинство переселенцев из русских областей не пожелало покинуть татарский Стерлитамак и возвратиться домой

1946 - приезжими русскими переселенцами-иммигрантами в здании Баязитовского дома открыт русский драмтеатр

1955 - Стерлитамакский содовый завод выпустил 1 млн. тонн соды, уничтожив гору Шахтау/Шәкетау/ на треть

1957 - заработала Стерлитамакская ТЭЦ

1958 - под предлогом строительства завода синтетического каучука(СК) и содово-цементного комбината(СЦК) Стерлитамак объявлен Всесозной комсомольской стройкой. В результате этого в татарский Стерлитамак в поисках приключений и новых ощущений в качестве раб.силы отправляются тысячи необразованных комсомольцев из России, Украины, Белоруси, Молдавии и т.п. В Стерлитамаке начинает не хватать продуктов и одежды даже местным жителям, не хватает жилья

1960 - для завлечения иммигрантов из русских областей в Стерлитамаке построен 2-хзальный кинотеатр "Салават"

1961 - начала действовать троллейбусная линия. Все надписи и объявления по ходу движения даются только на русском языке, что свидетельствует о полной русификации.

1963 - под видом интернационализма и "дружбы народов" начинается процесс повальной русификации всех сторон жизни горожан. В массовом сознании коренного населения пропагандируется отказ от родного языка в частной и публичной жизни. Происходит намеренное сужение сфер применения местных(национальных) языков.

1964 - в Стерлитамаке закрыты все татарские школы. Татарские учащиеся лишены права на обучение на родном языке и переведены в русские школы, где обязаны продолжать образование на чужом языке

1966 - построен кинотеатр с русским названием "Искра"

1967 - открыт памятник стерлитамакским воинам, погибшим во Второй Мировой войне "Вечный огонь"(русский скульптор господин М. Шабалтин подчеркнуто изобразил солдата славянской внешности)

1972 - рассолопромысел содово-цементного комбината досрочно добыл 10 млн. кубометров рассола. При этом гора Шахтау/Шәкетау/ вообще скрылась из вида

1973 - 100-летие Стерлитамакской татарской мечети по улице Латыпова, 47(бывшей Бухарской)

1981 - по приказу из Москвы(Россия) начато строительство кожевенно-обувного комбината несмотря на то, что для этого нет никакой надобности

1982 - построен завод высокоточных станков(ВТС)

1991 - планируется открытие татарской гимназии

1992 - образована Администрация города во главе с мэром

1993 - провозглашена Декларация о государственном Суверенитете РБ. Стерлитамак отныне - самоуправляемый город республиканского подчинения РБ.

2001 - в Стерлитамаке спустя 10 лет заработала татарская гимназия с русским языком обучения

2002 - в Стерлитамаке закрыта единственная городская(общественная) татарская газета "Мәйдан"

2003 - 130-летие Стерлитамакской татарской мечети по улице Латыпова, 47(бывшей Бухарской)

2004 - по итогам Всероссийской переписи населения татароязычное население Стерлитамака превысило 80 тысяч человек. В то же время в Стерлитамаке нет ни татарского театра, ни татарской филармонии, ни татарской газеты, ни татарского ТВ, ни татарского радио. Более 75% татарских детей не изучают родной татарский язык ни в какой форме. 100% всех татарских учащихся в Стерлитамаке обучаются на чужом языке.

2005 - на деньги спонсоров из Татарстана начато строительство Стерлитамакской соборной татарской мечети "Нур-аль-Иман"/"Нур-әл-Иман"/ с 4 минаретами

Карта Казанского Ханства господина Я. Пеленского

Карта Волжско-Булгарского и Казанского Ханств господина Я. Пеленского

Карта Казанского Ханства господина А.Рорлиха

ВНИМАНИЕ! Более подробная информация представлена на местном (татарском) языкеTATARÇA | ТАТАРЧА

 

 

Sayt turında/Сайт турында/О сайте | Kontakt/Контакт | ©2005 Stәrle

Используются технологии uCoz